Курсовые работы, лабораторные и дипломы по информатике.

>> Уроки по программированию.

Наши спонсоры:

Урок №2. Переменные

В данном уроке будет объяснено понятие переменной и для чего эти переменные предназначены.

В языках программирования Паскаль (Pascal), Делфи (Delphi), Си(С++) и других, работа с переменными занимает основную часть всей программы.

Что же такое переменная? Переменная - это область памяти, к которой мы можем обратиться с помощью имени переменной. При объявлении переменной в своей программе, мы всегда должны указать тип этой переменной.

Зачем нужны переменные? Переменные нужны для того, чтобы в них хранить промежуточные значения во время исполнения программы. Причем эти значения того типа, которого объявлена сама переменная. То есть числовая переменная хранит числа, строковая - строки и т.п.

Если вы еще не до конца поняли что такое переменная, то можно представить переменную в виде обычной коробки, размер этой коробки определяется типом переменной, имя переменной - это название на ней написанное. В каждую коробку можно класть только предметы одного типа. Если придерживаться этих аналогий, то процесс присваивания значения переменной, это процесс помещения предмета в коробку. Например, когда нам нужно сохранить число 10 во время работы программы в переменную A1, мы должны взять коробку с надписью A1 и положить туда число 10, строку в нее положить нельзя, так как это коробка только для чисел. Если мы хотим положить строку, то нам нужна коробка для строк, а для того чтобы мы могли потом отыскать эту коробку мы должны ее подписать, то есть дать имя переменной. Когда нам нужно узнать значение переменной A1, мы берем коробку с надписью, открываем и достаем оттуда положенное ранее число 10.

А зачем нужно хранить значения во время выполнения программы? Чтобы ответить на этот вопрос разберем пример. К примеру, в переменным A и B присвоены числа 1 и 2 и нам обязательно нужно поменять их местами. Для обмена необходима третья переменная, которая будет временно хранить одно значение. Ведь если мы возьмем из коробки A число и положим в коробку B, то в коробке B число которое там было исчезнет, а нам нужно его сохранить. Поэтому берем временную коробку C, предназначенную для хранения чисел, и кладем в нее число из коробки A, затем из коробки B переносим число в A и наконец из коробки C переносим число в B. Вот как это выглядит на Pascal:

........
var A,B,C:integer;
begin
//Начальное условие
A :=1;
B :=2;
//Теперь меняем местами A и B
С := A; // теперь в C находиться 1
A := B; // теперь в A находиться 2
B := C; // теперь в B находиться 1
// Все, задача выполнена - в A находится 2, а B находится 1.
end.
.........

Для этого и нужны переменные - хранить временные результаты.

Теперь перейдем от теории к практике. Перед тем как использовать переменную в своей программе, ее необходимо объявить (подписать коробку, чтобы потом можно было ее найти среди других).

В Pascal и Delphi переменные объявляются одинаково, в секции var -

var <имя переменной>:<тип переменной>;

Пример:

........
procedure Expample;
var a:integer; // переменная а, для хранения целых чисел
b:string; // переменная b, для хранения строки
begin
a := 10; //присваиваем переменной a число 10
b := 'Hello world!'; //присваиваем переменной b строку Hello world!
end;
........

В C,C++ также переменные объявляются одинаково -

<тип переменной> <имя переменной>;

Пример:

........
void main()
{
int a; // переменная a, для хранения целых чисел
char d; //переменная d, для хранения символа
a = 10; //присваиваем переменной a число 10
d = 'H' // присваиваем переменной d символ Н
}
........

Подведем итоги:

  • Переменная - это область памяти
  • Переменная нужна для того, чтобы записывать и считывать из нее значения
  • Каждая переменная имеет тип
  • Переменной можно присваивать значения этого типа. Числовой переменной нельзя присвоить строку и наоборот.

Надеюсь урок был полезным. До свидания.

Автор: Meklon
При использовании данной статьи или ее части
необходимо делать активную ссылку на её источник.

Пожелания, мнения по поводу уроков можете писать на: work@kurslab.ru